Чёрный Черемош - Черемош - 2005

Справочные сведения о походе

Район похода: Карпаты
Вид туризма: водный
Категория сложности: третья
Количество участников: девять
Руководитель: Плотников Денис Владимирович
Нитка маршрута: г. Москва – г. Коломыя – с. Шибены – р. Чёрный Черемош (сплав): с. Шибены – с. Зеленая – с. Красник – г. Верховина – с. Криворивня – с. Устерки – уст. р. Белый Черемош – р. Черемош (сплав): с. Мариничи – с. Растоки – г. Вижница – г. Черновцы – г. Москва
Протяжённость маршрута, без учёта повторно пройденного пути: 115км
из них:                                                сплав по р. Чёрный Черемош:  57 км
                                                                         сплав по р. Черемош:  58 км
Средства сплава: 2 четырехместных катамарана
Уровень воды: высокий
Сроки активной части похода: 2 - 8 мая 2005 года
Продолжительность активной части похода: 7 дней
Название МКК, давшей заключение: ФСТ ОТМ
Шифр МКК: 177-00-56666252
Маршрутная книжка: 1/4 - 313


Состав группы

Ф.И.О.Год рожденияОбязанности в группеТуристская подготовка
1Плотников Денис Владимирович1978Руководительр. Урик 4У
р. Волма 2Р
2Вакулюк Василий Владимирович1972Реммастерр. Волма 2У
р. Щегринка 2У
3Гаврилова Юлия Анатольевна1976 р. Волма 2У
4Зибров Илья Анатольевич1977Фотографр. Тверца 1У
5Кириллов Виктор Иванович1953Снаряженецр. Волма 2У
р. Щегринка 2У
6Мотылёва Мария Леонидовна1985Завпитр. Урик 4У
р. Тумча 3У
7Пескина Марина Юрьевна1985Медикр. Прут 3У
8Самарина Вера Михайловна1977 р. Шуя Беломорская 3У
9Старостин Вячеслав Дмитриевич1963Видеооператорр. Ак-Алаха - Аргут - Катунь 6У

Распределение участников по судам и экипажам
Катамаран 4-1(К1): уч. 1,2,6,7
Катамаран 4-2(К2): уч. 3,4,5,8,9
Капитаны судов: участники 1,9
     На К2, прошедшим маршрут с пассажиром, участники №№ 3, 4, 8 периодически менялись в роле пассажира. Пороги Нижняя Дзембронь и Верхний Гук пассажиром проходил участник № 4.


Подъезд и отъезд с маршрута

     Подъезд к началу маршрута.
     На поезде №141 Москва – Черновцы приехали на станцию Коломыя 2 мая в 17:47 по местному времени (далее везде время местное, отстает от московского на 1 час). Стоянка поезда – 23 минуты. На привокзальной площади много таксистов, но все на легковых машинах, нам на 9 человек нужна «Газель». Договорились с водителем городской маршрутки, и за $100 он согласился довезти нас до села Буркут. До города Верховина идёт асфальтовая дорога, дальше начинается просёлочная дорога с гравийным покрытием, ведущая вверх по левому берегу Чёрного Черемоша. Колдобин с водой на дороге много, но проехать на «Газеле» легко, только медленно. К 23:45 доехали до шлагбаума на погранзаставе (на карте – село Зеленая, левый приток - Шибены). Вернулись на 2,2 км вниз и выгрузились на поляне (местами заболоченной и огороженной для выпаса скота) на левом берегу в 100 метрах перед низким деревянным мостом через реку, за которым в Чёрный Черемош с левого берега впадает небольшой ручей.
     Отъезд
     На ночёвку встали на левом берегу за городом Тюдов, перед большим островом. Сходили в город и договорились о машине до города Черновцы за 150 гривен на следующее утро. К вечеру дождь прекратился, удалось посушить вещи и катамараны.
     В 11:00 вышли на автомобильную дорогу к назначенному месту встречи с машиной. В 12:30 приехали в Черновцы. Поезд № 142 Черновцы – Москва отправляется в 20:00. Разделившись на группы, гуляли по городу. При посадке в вагон возникли проблемы с погрузкой катамаранов и проводниками, которые, как обычно, хотели денег.


Техническое описание маршрута

3 мая: Стапель

     Стапель. С утра сходили на заставу к пограничникам, которые переписали наши паспортные данные. А также прогулялись вниз, просмотрели реку до села Яровник (левый приток – Подороваты). Уровень воды - высокий, после обеда пошёл дождь, не прекращавшийся всю ночь.

4 мая: с. Шибены - с. Зеленая

     Погода пасмурная, дождя нет. За ночь вода в реке ещё поднялась и помутнела. В этом месте Чёрный Черемош - бурная река, быстро текущая в каменистом русле. Стартовать решили сразу после моста. Отчалили в 13.00. Берега высокие, лесистые, мест для чалки немного, течение реки 10-15 км/ч. До села Яровник - 4 км. В конце села зачалились на левый берег перед низким подвесным мостом и провели под ним катамараны. После моста правый поворот и через 200 м порог Верхние Берды. В высокую воду – две бочки, перекрывающие две трети русла (от левого берега). Прошли у правого берега. Через 1,7 км, после плавного левого поворота, – каменный остров, левая протока перекрыта низкими мостками. Прошли правой протокой. Через 1 км на правом повороте порог Нижние Берды. Чалка для просмотра на левый берег. Порог представляет собой ломаную ступеньку через всю реку с перепадом около 1 метра, небольшой прижим к левому берегу. Прошли прямо по центру и зачалились на левый берег. Через 300 м после порога низкий деревянный мост, который обнесли. На всем участке от места старта до порога Нижние Берды на реке идут перекаты, образующие валы до 0,5 метра. Далее спокойный сплав до места ночёвки, обращая внимание на низко висящие над водой железные тросы, подвесные мостики, а также два капитальных моста. На ночёвку встали на правом берегу сразу за вторым мостом прямо в селе Зеленое.

5 мая: с. Зеленая - пор. Верхний Гук

     С утра погода пасмурная, временами идёт дождь, после обеда солнечно. К вечеру вода в реке начала спадать. Выплыли в 11:00. Через 6 км – порог Верхняя Дзембронь. Ориентир порога – левый приток Дзембронь и железобетонный мост через него. Чалка на галечной отмели сразу за притоком. Просмотр порога (а сразу и порогов Средняя и Нижняя Дзембронь) по дороге на левом берегу. Характер порога – сливы с подводных камней – стоячие валы. В конце порога подвесной мост. Заход у правого берега, с постепенным смещением в центр. Через 900 метров начинается порог Средняя Дзембронь. Начинается разгонной шиверой с мощными крутыми валами (особенно в левой части). В конце порога остров на правом повороте, в высокую воду можно идти обеими протоками протоками (в низкую – правой). За островом прижим к левому берегу, серия косых валов. Большое удобное улово на правом берегу. Через 1,1 км порог Нижняя Дзембронь (Белая Лошадь). На крутом правом повороте навал на ряжевую стенку, вдоль стенки высокие (до 1,5 метров) косые валы. На выходе мощная бочка. Проходили по центру, с уходом от бочки вправо. За порогом подвесной мост, далее левый приток Быстрец. Перед притоком на левом берегу у дороги – передвижное кафе. Через 1,1 км после притока – порог Гучок. Начинается шиверой с небольшими валами, затем крутой правый поворот, прижим к левому берегу. Камень-постамент, описанный в других отчетах, залит водой. На выходе – мощные косые валы. Чистый проход у правого берега. За порогом чалка к левому берегу для просмотра порога Верхний Гук. Дорога перед порогом уходит вверх, реку с неё не видно, просмотр по заросшей тропе вдоль берега. Порог Верхний Гук начинается через 1 км после предыдущего порога, на левом повороте реки, с перепадом высоты около 3 метров на 200-250 метров. На входе сужение реки, слив справа, образованный большими надводными камнями, выход из слива перекрыт зубом. Слева несколько подводных камней поменьше. Далее по центу цепочка валов до 1,5 метров, 2 бочки. Заход по центру, с постепенным смещение влево в месте сужения, затем опять уход в центр на валы. За порогом на высоком левом берегу большая поляна, где и остановились на ночёвку.

6 мая: пор. Верхняя Дзембронь - с. Красник - г. Верховина - с. Криворивня

     Утром хорошая солнечная погода, после обеда – изредка прекращающийся дождь. В 9:00 на грузовике вшестером (Денис, Илья, Вера, Марина, Маша, Юля) с большим катамараном заехали на 2,7 км выше порога Верхняя Дзембронь и за 1,5 часа без остановок ещё раз прошли порожистый участок до нашей стоянки. Выплыли дальше в 15:30. Река становится более полноводная, но скорость течения остаётся достаточно высокой, до 10 км/ч, много шивер, перекатов. Можно выделить пороги Нижний Гук, расположенный в 300 метрах ниже стоянки, и Криворивня, в 3 км после Верховины. Порог Нижний Гук начинается шиверой с валами до 1 метра на левом повороте реки. На выходе остров на правом повороте реки, проходимый правой протокой. Порог Криворивня представляет собой шиверу со сливами с подводных камней, валы до 1 метра, навал на правый берег. Проходиться по центру. Следует уделить внимание увеличившемуся числу низко натянутых над водой металлических тросов и подвесных мостов. На ночёвку встали на правом берегу после острова за селом Криворивня.

7 мая: с. Криворивня - с. Устерки - уст. р. Белый Черемош - с. Мариничи - с. Растоки - г. Вижница

     Всю ночь и почти весь день – дождь, очередной подъём воды (за ночь приблизительно на 20 см). До устья Чёрного Черемоша имеются небольшие шиверы, перекаты. Можно выделить порожек за селом Верхний Ясенов, начинающийся высокой скалой правого берега. Надо уделить внимание большому количеству камней и наличию непроходимых проток. После слияния Белого и Чёрного Черемошей образуется река Черемош, длиною 58 км, перепад высот 280 метров. В верховьях два несложных порога Кетлице и Сокильский, проходятся без просмотра. Порог Кетлице начинается за первым правым поворотом после слияния Черемошей. Ряд подводных камней у левой части русла, большие валы и бой в скальный выступ в конце порога. Проход вдоль правого берега. Порог Сокильский – на 3 км ниже. Ряд сливов, валы. Проход вдоль правого берега. Далее порогов нет. Частые протоки, в большинстве проходимые как левые, так и правые. На ночёвку встали на левом берегу за городом Тюдов, перед большим островом. Сходили в город и договорились о машине до города Черновцы за 150 гривен на следующее утро. К вечеру дождь прекратился, удалось посушить вещи и катамараны.

Итоги похода, выводы, рекомендации

     Группой пройден маршрут по рекам Чёрный Черемош, Черемош, отвечающий требованиям, предъявляемым к путешествиям третьей категории сложности. Наиболее сложные пороги в высокую воду – Нижняя Дембронь (Белая Лошадь), Верхний Гук. Пороги расположены на относительно небольшом участке в начале маршрута, поэтому необходимо этой части маршрута уделить наибольшее внимание. Ниже слияния рек Черный Черемош и Белый Черемош река особого интереса не представляет, поэтому более интересным было бы включение в маршрут Белого Черемоша, Заброситься на Белый Черемош можно от поселка Устерики.
     Все пороги пройдены членами группы без аварий. Для половины группы это был первый опыт хождения на катамаранах, получен опыт прохождения порогов, прижимов и т.д. Для остальных поход послужил хорошей разминкой перед летними походами.
     Несмотря на большую заселённость рек, конфликтов с местным населением не возникало. Проблемы с выбором места стоянки возникают только ниже слияния Черного и Белого Черемошей, целесообразно проходить этот участок в последний день.
Hosted by uCoz